Charles Mingus

Биографии - C
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 7642
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 02 12:49

Charles Mingus

Сообщение gruz62

#1

Изображение

Чарльз Мингус (Charles Mingus), 22.04.1922, Ногалес, шт. Аризона — 05.01.1979, Куэрнавака, Мексика. Контрабасист-виртуоз, композитор, один из выдающихся новаторов в джазе. На основе свинга и бибопа разрабатывал композиционные структуры, предполагающие свободные импровизации музыкантов, чем предвосхитил появление фри-джаза. В своих композициях предусматривал нестандартное строение куплетов, меняющиеся темпы и коллективную (полуанархическую) импровизацию. Наряду с Дюком Эллингтоном и Телониусом Монком Мингус признан выдающимся джазовым композитором.

Рожденный в Армейском лагере, Mingus вскоре переехал в район Ваттов в Лос-Анджелеса, где и прошло его детство.
Первой музыкой, которую он услышал, были церковные песнопения — единственная музыка, которую его мачеха терпела дома. Но однажды, несмотря на угрозу наказания, он поставил на отцовский патефон Эллингтона "East St. Louis Toodle-Oo", это было его первое знакомство с джазом.
В 6 лет он пробовал играть на тромбоне, затем на виолончели, в средней школе играл на контрабасе. Его ранние преподаватели были Рэд Кэллендер и экс- басист нью-йоркской филармонии Герман Рейншаген, а композицию он изучал с Ллойдом Рисом.

Charles Mingus признавал немногих парней равных ему по мастерству. Его манера игры на басу с мощным тоном и пульсирующим ритмом поднимает звучание инструмента над общим саундом оркестра.
Сегодня немногие помнят его имя. Люди, которые его знали, говорили, что он "всегда хранил свои уши и пальцы на пульсе времени".
Произведения в его исполнении были пропитаны духом спонтанности и свирепой выразительной мощью джаза. Честолюбивый, часто приземленный в выражениях, одновременно радикальный и глубоко традиционный Charles Mingus сочинял и сам.
Музыкальное творчество Charles Mingus - яркий синтез эмоций от всего того, что он испытал и прочувствовал — от евангелия и новоорлеанского блюза, бопа, Латинской музыки, современной классической музыки, даже авангардистского джаза.
Если его ранние работы были написаны в классическом ключе, то к середине 1950-ых годах, он разработал новый нетрадиционный стиль. Charles Mingus рассаживал своих музыкантов по разным комнатам, где они и репетировали в гордом одиночестве, импровизируя и привнося в произведения собственную индивидуальность.

Он был также отличный пианист, и с успехом играл солирующие пиано-партии в оркестре (1961-1962), правда, тогда ему приходилось нанимать сессионного басиста, что б он заменял его на таких концертах.
У нетерпеливого и жесткого Mingus было много врагов по ту и по другую сторону сцены. Он увольнял музыкантов без особых на то причин.
Обладая большой физической силой и внушающими габаритами Charles часто использовал эти свои качества для запугивания, направляя свой гнев против невнимательных зевающих слушателей или нечаянно попавших на его концерт чванливых зазнаек.
На одном из концертов в Филадельфии, посвященном памяти его погибшего коллеги — он вышел из себя и с такой силой хлопнул крышкой фортепьяно, что чуть не размозжил пальцы рук пианиста, а затем нокаутировал тромбониста Джимми Неппера ударом в челюсть.

Charles Mingus всю жизнь страдал от расовых предубеждений и в связи с этим невозможностью реализовать себя в музыкальном бизнесе. Его эмоции нашли выход в музыке. Действительно, некоторые причудливые названия его произведений имели политический подтекст: "Fables of Faubus"("Басни Фойбаса" намек на губернатора Арканзаса, который требовал раздельного обучения для "белых" и "цветных.

Написанный Charles Mingus в 1940 году "Half-Mast Inhibition" поражает разнообразием приемов, слишком виртуозных для 19-летнего юноши. В 1941 году Charles Mingus как одаренный басист выступает с Кид Ори в группе "Barney Bigard's", а в 1942 году с Louis Armstrong.
Позже он под именем барона фон Mingus работал оркестром Лайонела Хамптона (1947-48), параллельно сотрудничая еще с несколькими ведущими ансамблями. Он постепенно приобретал признание как талантливый басист.
Его пригласили играть в "Red Norvo's" с Толом Фэрлоу (1950-1951). Вскоре он переезжает в Нью-Йорк, расстается с "Norvo's" и начинает работать с такими джаз-звездами как Билли Тейлор, Стэн Гетц и Арт Тейтум, "Massey", играл в Торонто с Charlie Parker, Dizzy Gillespie, Bud Powell и Max Roach.
Так же он ненадолго присоединился к своему идолу — Эллингтону. Правда Эллингтон его быстро уволил, но это вновь подчеркнуло индивидуальность Charles Mingus , потому что он оказался единственным человеком, который удостоился чести быть уволенным Эллингтоном лично.

Вместе со своей тогдашней женой Селией и Roach, Charles Mingus основал рекорд-лейбл "Debut" (1952), выпуская все от бибопа до экспериментальной музыки.
К 1956 году, с выпуском "Pithecanthropus Erectus", Charles Mingus наконец смог реализовать себя как композитор, создавая произведения удачно сочетающие в себе традиционный джаз и новаторские приемы, прокладывая себе путь во фри-джаз.
В течение следующего десятилетия, он продолжал работу над несколькими лейблами, выпуская альбомы: "The Clown", "New Tijuana Moods", "Mingus Ah Um", "Blues and Roots" и "Oh Yeah", стандарты подобно "Goodbye Pork Pie Hat" и отдельные работы: "Meditation On Integration", "Epitaph".

Charles Mingus почти полностью оставил музыку (1966-1969) и вернулся на сцену в июне 1969 года. В начале 70-х удача вновь улыбнулась ему. Публикация "Beneath the Undredog" в 1971 году, перепродажа "Debut" и промоушн колумбийского альбома "Let My Children Hear Musik" вернули ему утраченную уверенность в себе.
Однако времени у него оставалось уже немного, т.к. врачи поставили ему диагноз: рассеянный склероз, через год он был не способен играть на басу и передвигался в инвалидной коляске.
18 июня 1978 года. в Белом Доме состоялся концерт, на котором правительство официально признало заслуги Charles Mingus в области джазовой музыки.
Его последней работой был проект с рок-певцом Джонни Митчеллом, который написал тексты к музыке Charles Mingus и включил образцы егоголоса в свою запись.
После смерти, талант Charles Mingus был признан широкой общественностью. Сразу же была издан релиз "Mingus Dynasty", а в 1991 году сформировалась "Mingus Big Band", которая играла в соответствии со стилистикой Charles Mingus.

st52.narod.ru (не доступен)

Чарльз Мингус (Charles Mingus)Вырос в негритянском квартале Лос-Анджелеса, в школе сначала играл на тромбоне и виолончели, позже перешел на контрабас. Учился в композиторской школе в Голливуде и пять лет посещал класс контрабаса. По рекомендации школьного друга Бадди Колетта дебютировал в трио Арта Тэйтума, затем играл в группе Барни Бигарда, в оркестре Луи Армстронга (два месяца), в ансамбле Иллинойса Джеккета и еще в нескольких составах.

В 1946–48 работал в биг-бэнде Лайонела Хэмптона (в память об этом Хэмптон написал композицию Mingus Fingers). В начале 50-х годов уже был известен как виртуозный контрабасист и аранжировщик, в основном работал в студиях Нью-Йорка и участвовал в джем-сэйшнз — играл с Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом, Стэном Гетцем, Ленни Тристано, Бадом Пауэллом, вошел в трио Рэда Норво (1950–51). Столкнулся с расовой дискриминацией во время телевизионных съемок.

В 1952 году основал собственный лейбл Debut и вместе с друзьями-музыкантами организовал постоянно действующий Цех джазовых композиторов (лейбл и издательство, помогавшее молодым музыкантам защищать авторские права), поэтому собранный им в 1955 году квинтет назывался Charles Mingus Jazz Worksop.

Во второй половине 50-х с ним сотрудничали Джеки Байард, Джимми Ниппер, Джон Хэнди, Эрик Долфи, Роланд Кёрк. Композиции Мингуса часто представляли собой наброски интонаций и фраз, которые он наигрывал на фортепиано. Таким образом частично с помощью коллективной импровизации были созданы сюиты Pithecantropus Erectus, East Coasting, The Clown, Blues & Roots, Mingus Ah-Um.

В 1962 году для концерта в зале Town Hall собрал биг-бэнд, в 1962–64 в основном работал с октетом. Наибольшей известности достиг в начале 70-х годов, когда собрал новый ансамбль (секстет) и выпустил автобиографию Beneath The Underdog (1971). Помимо произведений крупной формы (таких, как шестичастная балетная сюита Black Saint And The Sinner Lady), в которых Мингус жестко определял функции исполнителей, написал ряд популярных джазовых тем, чаще всего основанных на блюзовой гармонии, — Fables Of Faubus, Goodbye Pork Pie Hat, Jelly Roll, Pussy Cat Dues, Boogie Stop Shuffle, Better Git It In Your Soul и другие.

После смерти Мингуса возник репертуарный оркестр Mingus Dynasty, которым вначале руководил Дэнни Ричмонд, затем Джимми Ниппер и трубач Джек Уолрет. В 1989 году Гантер Шуллер при поддержке вдовы Мингуса Сью на основе незавершенных композиций и отдельных набросков создал сюиту Epitaph (в 1991 состоялись концерты в Москве).

В 1991–92 в Нью-Йорке еженедельно выступал Mingus Big Band, вокалистом и басистом в котором стал сын Мингуса Эрик.

Джаз. ХХ век

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Джаз - C»