Elizabeth "Libba" Cotten

Биографии - E
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 8023
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2019 06 19:45

Elizabeth "Libba" Cotten

Сообщение gruz62

#1

Изображение
Элизабет "Libba" Коттен (Elizabeth "Libba" Cotten), 05.01.1893 г., Чапел-Хилл, Северная Каролина, США - 29.06.1987 г., Сиракьюс, Нью-Йорк, США. Американская блюзовая и фолк-гитаристка, певица и автор песен.
Левша и самоучка, Коттен создала свой собственный оригинальный стиль. Она играла на гитаре для правшей, не меняя струн, перевернув гитару, так, что басовые струны находились снизу. В этом положении она вела басовую партию мизинцем, а соло – большим и указательным пальцами. Такой альтернативный метод ведения басовой линии получил название «Cotten picking». Обладатель премии-стипендии «National Heritage Fellowship Award» фонда «National Endowment for the Arts» и премии Грэмми. Элизабет признана Смитсоновским Институтом в качестве «живого сокровища». Прозвище "Libba" получила от Пенни Сигер.

Урожденная Элизабет Невиллс. Родилась в Чапел-Хилл, Северная Каролина, в музыкальной семье. В возрасте семи лет Коттен начала играть на банджо старшего брата, пока тот был на работе. В 11 лет, скопив деньги от работы домашней прислугой, она купила свою первую гитару. В подростковом возрасте Элизабет писала песни, одна из которых, «Freight Train», через много лет станет очень популярной. «Freight Train» о поезде, проходящем мимо ее дома по Ллойд Стрит.

Примерно в возрасте 13 лет Коттен начала работать прислугой вместе с матерью. Через два года она вышла замуж за Фрэнка Коттена. У молодоженов родилась дочь Лили, и вскоре после этого Элизабет отказалась от музыки. Одной из причин стала религия: священники настоятельно просили отказаться от «мирской музыки». Когда Лили вышла замуж, Элизабет развелась и переехала к дочери и ее мужу воспитывать внуков.

Коттен не выступала в течение 25 лет, за исключением редких выступлений церкви. В 50-х годах она приступила к записям и публичным выступлениям после встречи с семьей Сигер. Работая в универмаге, Коттен помогла потерявшемуся ребенку найти свою мать. Ребенком оказалась Пегги Сигер, мать которой, Рут Кроуфорд Сигер, была композитором, а отец, Чарльз Сигер, музыковедом. Вскоре после этого Элизабет стала работать прислугой в доме Сигеров, ухаживая за детьми. Пит Сигер, старший сын, в то время был уже известным фолк-исполнителем. Дочери учились музыке, и Коттен вспомнила о своей музыкальной молодости. Пегги разрешила ей играть на своей гитаре и Либба стала шаг за шагом вспоминать прежние навыки.

Во второй половине 50-х годов Майк Сигер записывал Элизабет на магнитофон у нее дома, что способствовало организации небольших концертов в домах конгрессменов и сенаторов, в том числе Джона Кеннеди. Кульминацией этих записей стал альбом «Folksongs and Instrumentals with Guitar», который был выпущен на лейбле «Folkways» (переиздан в 1989 году как «Freight Train and Other North Carolina Folk Songs»). В этот же альбом вошла её старая песня «Freight Train», которая была перепета «Peter, Paul and Mary», Джерри Гарсиа, Бобом Диланом, Джоаной Баэз, Девендром Бэнхартом, Лаурой Гибсон, Лаурой Виэрс, «His Name Is Alive», Доком Уотсоном и Тадж Махалом.

«Freight Train» в исполнении Расти Дрэйпера занял третью позицию в сингл-чарте Великобритании. Майк Сигер вспоминал, что Либба в это время была целиком занята воспитанием внуков и едва согласилась на запись. Сессии проводились вечерами, после того, как дети укладывались спать, поэтому Элизабет пела как можно тише, так чтобы песни служили еще и колыбельными. Она сидела на краю кровати, в то время как Майк держал микрофон. Обстановка для звукозаписи была достаточно необычна. Вскоре после этого она начала выступать с Майком. Первое выступление состоялось в 1960 году в колледже «Swarthmore College». Одна из ее песен, «Ain't Got No Honey Baby Now», на самом деле принадлежит Блайнду Бою Фуллеру, но под названием «Lost Lover Blues».

В начале 60-х годов Либба продолжала выступать, в том числе с известными музыкантами – Миссисипи Джон Хёрт, Джон Ли Хукер, Мадди Уотерс. Элизабет выступала на фестивалях «Newport Folk Festival» и «Smithsonian Festival of American Folklife». Обретенный интерес к ее работе вдохновил Коттен к написанию песен, и в 1967 году она выпустила пластинку «Shake Sugaree», записанную вместе с внуками Брендой, Джонни, Сью и Венди. В 1979 году Либба выпустила альбом «When I’m Gone» и гастролировала с Тадж Махалом.

Используя прибыль от гастролей и записей, а также множество наград, данные ей за вклад в развитие народного творчества, Элизабет с дочерью и внуками переехала из Вашингтона в Сиракузы, Нью-Йорк. В 1984 году она получила премию Грэмми в номинации «Лучшая Этническая или Традиционная Запись» за альбом «Elizabeth Cotten Live», выпущенный на «Arhoolie Records». Принимая награду в Лос-Анджелесе, Элизабет сказала: «Спасибо. Мне только жаль, что у меня сейчас нет гитары, я бы могла сыграть для всех вас». Либбе был 91 год.

Элизабет "Libba" Коттен умерла в Сиракузах, Нью-Йорк, в возрасте 94 лет.

В 1989 году Коттен была выбрана одной из 75 влиятельных афро-американских женщин для документального фотопроекта «I Dream a World: Portraits of Black Women Who Changed America». В Сиркузах один из парков назван в честь Элизабет - «Elizabeth Cotten Grove».
Когда Майка Сигера спросили, чтобы он мог бы сказать об Элизабет, он ответил: «Только одно – благодать».


Найдено в сети.

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Блюз - E»