Страница 1 из 1

Dr. John

Добавлено: 15 мар 2016, 10:02
gruz62
Изображение
Доктор Джон (Dr. John), 21.11.1940, Новый Орлеан, Луизиана. Американский музыкант - вокалист, пианист, автор песен и гитарист.Когда тебя зовут Малколм Ребеннак, ты родился в Новом Орлеане и любишь играть на пианино, тебя нипочем не удержать дома. Собственно, Мака никто и не удерживал - его отец был хозяином магазина грампластинок, а мать танцовщицей и фотомоделью, так что по части богемного времяпрепровождения препятствий не было.
Да и география располагала: Новый Орлеан - плавильный котел почище нашей Одессы (не случайно переводчик культового нью-орлеанского романа Д.К.Тула "Сговор Остолопов", чтобы передать тамошнюю манеру общения, выбрал именно одесский говор!), феноменальное смешение культур, рас и характеров. С одной стороны, это - дельта Миссисиппи, то бишь - родина блюза.
С другой, всем известно: Новый Орлеан - родина джаза, и все эти похоронные процесси с радостной и бравурной духовой музыкой проходили, проходят и будут проходить именно по этим улицам. Но Новый Орлеан - это еще и штат Луизиана, это креолы, разговаривающие на своем, особом языке, в котором сильно французское влияние, это ритуалы вуду, привезенные с Гаити - кровь зарезанного петуха, экстатические танцы, все, что вы видели в "Сердце ангела" - все это здесь. Здесь проходит самый красочный карнавал Америки, Марди Гра, сюда, к дому Уильяма Берроуза стремились персонажи Керуака, плюс к тому именно здесь происходит действие песенки про дом восходящего солнца - так что понятно: Мак Ребеннак не мог выбрать места лучше, чтобы родиться.

Он играл в барах с четырнадцати; потом стал подрабатывать в местной студии грамзаписи, познакомился со всей музыкальной элитой города, включая легендарного Профессора Лонгхэйра и Алена Тюссо, начал сочинять песни. В 60-е одна из них вошла в американскую двадцатку, после чего Мак стал задумываться о сольной карьере.

Поработав в студии Фила Спектора и поучаствовав в создании знаменитой спекторовской "стены звука", Ребеннак выпустил в 1968-м свой первый альбом Gris-Gris. Именно на этой пластинке он представился как Доктор Джон, Ночной путник (Dr. John The Night Tripper). Доктор Джон Монтень - так звали одного из жителей Нового Орлеана, который прославился во второй половине XIX века как народный целитель и оккультист (помимо того, что был наследным принцем африканского племени бамбарра), и Ребеннак, увлекавшийся вудуизмом, присвоил себе его имя. Этот псевдоним приклеился к нему навсегда.

Музыка Доктора Джона представляла собой смесь креольского фольклора, традиционного блюза и набиравшей силы психоделии - в его трактовке куда более убедительной, поскольку Доктор знал, о чем петь. Он одевался в причудливые костюмы и головные уборы, крашенные разноцаетными перьями, он пел про тех же магов вуду - но врожденное чувство юмора не позволячло ему относится кк оккультизму чересчур уж всерьезно, и потому в песнях Ребеннака вуду кажется не более чем страшной сказкой.

Первые три альбома Доктора стали известны среди музыкантов; в число его поклонников попали Эрик Клэптон и Мик Джаггер, что и привело к их участию в альбоме-1971 The Sun, The Moon & The Herbs. На следующий год Доктор Джон записывает Gumbo, один из лучших своих альбомов, недостающее звено между эсид-роком, блюзом и ранним рок-н-роллом, щедро приправленное нью-орлеанскими специями. В 1973-м он принимает участие в записи совместного альбома с Майклом Блумфилдом и Джоном Хэммондом-младшим; диск, названный Triumvirate, произвел на свет один хит, но более ничем интересен не был - по отдельности все трое участников оказались куда интереснее.

В семидесятые популярность Доктора Джона была стабильной, но за рамки ритм-н-блюзового круга не выходила. Он много сотрудничал с другими музыкантами, как сайдмен, играл нью-орлеанские стандарты, но ничем не выделялся. Прорывом стали 80-е, и начались они с фортепианного альбома Dr. John Plays Mac Rebennack - а завершились альбомом популярных джазовых стандартов In A Sentimental Mood. За дуэт с этого альбома Makin' Whoopee, записанный с певицей Рикки Ли Джонс, Доктор получил свой первый "Грэмми>.

В 90-х Доктор проявлял все больше интереса к двум вещам - джазу и собственным корням. Он записал небесспорный, хотя и любопытный альбом Bluesiana Triangle вместе с гениальным барабанщиком Артом Блэйки и саксофонистом Дэвидом Ньюменом, а к записи альбома Anutha Zone привлек музыкантов, казалось бы, совсем других поколений и ориентации - Пола Уэллера, участников Supergrass, Spiritualized, Primal Scream и даже Portishead! И доказал этим альбомом, что новоролеанские штучки (на обложке он, уже постаревший, но не утративший своей фантастической грузной элегантности, снова восседает в том же невероятном головном уборе, что носил двадцать пять лет назад) и британская молодежь отнюдь не противоречат друг другу:

Новый век начался для Доктора великолепным альбомом Duke Elegant - посвящением памяти Дюка Эллингтона. Не впервые обратившись к наследию одной из икон классического джаза, Доктор здесь словно заново открыл мелодии Эллингтона, ставшие, на невзыскательный вкус, классически-банальными. И подзаголовок альбома - The Doc Meets The Duke - абсолютно правомерен: если это и соавторство, то по крайней мере рукопожатие двух Музыкантов.

Доктор Джон - живое доказательство тезису: ремесло и искусство отделяет тонкая грань, но без ремесла искусства нет. Его ремеслу отдавали должное Джек Брюс, Марианна Фэйтфулл, Эрита Фрэнклин, Йен Гиллан и Роджер Гловер, Питер Грин, Вэн Моррисон, Би Би Кинг и Леон Редбоун, Ринго Старр и Карли Саймон: Кому-то он записывал партии клавишных, кому-то делал аранжировки, с Ринго и его All Starr Band даже ездил в турне - и все это он делал с удовольствием. Именно поэтому его ремесло становится искусством даже на чужих альбомах.

А еще Доктор Джон - человек-музей, хранитель традиций родного города. И ему есть что хранить - своим новым альбомом с непроизносимым даже для носителей английского языка названием он открывает для нас еще одну грань Нового Орлеана - города-легенды, города, неподалеку от которого находится тот самый Дом Восходящего Солнца.

© 2004, Артем Липатов
Blues.ru

Официальный сайт
Доктор Джон (родился 21 ноября 1941 года) – американский ново-орлеанский пианист, певец, гитарист и автор песен, чья музыка вмешает в себя блюз, поп, джаз, а также зайдеко, буги-вуги и рок-н-ролл.Победитель шести премий Грэмми, Ребеннэк был введен в Зал Славы рок-н-ролла 14 марта 2011 года. В январе 2008 года Мак Ребеннэк введен в Зал Славы музыки Луизианы. За свою долгую карьеру Мак сотрудничал с Марией Малдаур, Джонни Уинтером, Бадди Гайем, Джуниором Уэллсом, Ваном Моррисоном, The Band, Фрэнком Заппой, Ринго Старр, Canned Heat, The Rolling Stones и многими другими. На протяжении более трех десятилетий Доктор Джон многократно участвовал в New Orleans Jazz and Heritage Festival. Он, также, стал неофициальным представителем и послом Нового Орлеана и его музыкальной истории.

Урожденный Джон Малкольм «Mac» Ребеннэк. Родился в Новом Орлеане, Луизиана. Учится играть на гитаре и фортепиано начал в подростковом возрасте. Как ребенок, растущий в 40-е годы, он был погружен в музыку города. Его отцу, управляющему магазином бытовой техники и музыкальным магазином, приносили на ремонт акустические системы для клубов. Благодаря этому, юный Малкольм мог знакомиться с музыкой города.

Как музыкант он был обучен местными легендами - Уолтером «Papoose» Нельсоном (гитарист Профессора Лонгхэа), гитаристом Ройем Монтреллом, клавишником Джеймсом Букером и Козимо Матасса. Ребеннэк стал одним из первых белых блюзменов на местной сцене. В 13-14 лет Мак познакомился с Профессором Лонгхэа. С этого момента начался рост Ребеннэка как профессионального музыканта. Выступлениям в клубах и записям на студиях Мак посвящал буквально день и ночь. «Мы привыкли работать по двенадцать часов в день, семь дней в неделю, на Бурбон-стрит. Это было реально легко сделать, потому что там было много клубов». Он принимал участие в сессиях записи на лейблах Ric и Ron, Minit, Ace, Ebb, Specialty и AFO.
В 16 лет Джонни Винсент нанял Мака в качестве продюсера на лейбл Ace. Там он работал с такими музыкантами, как Джеймс Букер и Эрл Кинг. Ему пришлось бросить учебу в средней школе и полностью сосредоточиться на музыке.

Ребеннэк начал записываться в 1957 году и выпустил первый сингл «Storm Warning» под своим именем в 1959 году. Карьере Мака как гитариста пришел конец, когда музыкант был ранен в палец левой руки. Мак защищал давнего приятеля и клавишника своей группы Ронни Бэррона. После травмы Ребеннэк играл на бас-гитаре, прежде чем выбрать фортепиано.
Мак пристрастился к наркотикам еще в подростковом возрасте, что было обусловлено его активной ночной клубной жизнью. В 50-х годах он продавал наркотики, посещал публичный дом и даже открыл бизнес по совершению абортов (незаконный в то время). Часто находясь в состоянии наркотического опьянения, он устраивал перестрелки в клубах, за что его неоднократно арестовывали. В конечном счете, он отбыл уголовное наказание в Техасе. Выйдя из тюрьмы, в 1965 году Мак переехал в Лос-Анджелес, присоединившись к музыкантам, которые покинули город после попыток нового окружного прокурора расправиться с клубами и ночной жизнью в попытке обуздать порок.
В Лос-Анджелесе Ребеннэк создал образ Доктора Джона, Ночного Путника, колдуна и целителя. По словам Мака, в Новом Орлеане в XIX веке «был такой парень, Доктор Джон, колдун». Ребеннэк был очарован этим легендарным вуду. Мак рассказывал, Доктор Джон - сенегальский принц, приехавший в Новый Орлеан с острова Гаити. Он занимался целительством, в том числе, продавал gris-gris. Gris-gris – африканские амулеты вуду, спасающие владельца от зла и приносящие удачу. «Я получил вырезку из газеты Times Picayune о том, что этот колдун в 1860 году разорил публичный дом моего пра-пра-прадеда Уэйна. И я решил взять его имя себе как псевдоним». Его первый альбом «Gris-Gris» мастерски сочетал в себе мистику вуду, суомп-фанк и психоделический рок. Затем последовали еще три альбома в том же духе: «Babylon», «Remedies» и «The Sun, Moon & Herbs». Последний из них должен был состоять из трех частей, каждая из которых отражает разное время суток. Некоторые сессии проводились в Англии, с такими музыкантами, как Эрик Клэптон и Мик Джаггер. Однако, из-за технических и бюджетных вопросов записи были урезаны в один альбом.

В первой половине 70-х годов Доктор Джон выпустил ряд альбомов, смешавших в себе классику ново-орлеанского блюза с оригинальным материалом Ребеннэка. Этот отход от мистицизма начался с «Dr. John's Gumbo», пятым альбомом, выпущенным в 1972 году на Atco. За ним последовали два альбома «In the Right Place» (1973) и «Desitively Bonnaroo» (1974), которые вывели его карьеру на следующий уровень. Оба были сделаны в сотрудничестве с Алленом Туссеном и ново-орлеанским бэндом The Meters. Трек «Right Place, Wrong Time» почти полгода находился в чарте Top Ten. Другим хитом альбома была «Such a Night».

В конце 70-х годов он переехал в Нью-Йорк и работал с продюсером Томми ЛиПума и поэт-песенником Доком Помусом. В результате этого сотрудничества были выпущены альбомы «City Lights» и «Tango Palace». На День благодарения 1976 года он выступил на прощальном концерте The Band, изданный как «The Last Waltz». В 1979 году он участвовал в записи «Crawfish Fiesta» Профессора Лонгхэа как гитарист и со-продюсер. Этот альбом был выпущен вскоре после смерти Профессора в январе 1980 года и удостоен премии W.C. Handy в номинации Лучший Блюзовый Альбом Года в том же году. В начале 80-х годов он сделал свои первые сольные записи как клавишник – «Dr. John Plays Mac Rebennack» и «The Brightest Smile in Town».

В 1992 году Доктор Джон записал свой первый альбом в Новом Орлеане – «Goin’ Back to New Orleans». По мнению Мака, этот альбом «как маленькая история музыки Нового Орлеана - от 1850-х до 1950-х годов». В 1998 году он вернулся в мистическую ауру своего «Gris-Gris», записав «Anutha Zone». «Creole Moon», выпущенный в 2001 году, вобрал в себя различные аспекты музыкальных стилей Нового Орлеана. В 2004 году Доктор Джон снова записал трибьют-альбом «N’Awlinz: Dis, Dat or D’Udda».

В сентябре 2005 года он исполнил «Walkin' to New Orleans» Фэтса Домино в телемарафоне «Shelter from the Storm: A Concert for the Gulf Coast», показанный более, чем в 100 странах мира. Целью этого концерта был сбор средств для помощи жертвам урагана Катрина, разрушивший Новый Орлеан.
В 2008 году Доктор Джон и его группа The Lower 911 выпустили альбом «City That Care Forgot». Наиболее актуальный и нелицеприятный альбом в его карьере, в котором он заостряет внимание на проблемы родного города, вызванные ураганом Катрина в 2005 году. «City That Care Forgot» выиграл премию Грэмми в номинации Лучший Альбом Современного Блюза – пятая в его карьере.
В 2010 году участвовал в записи альбома Грега Оллмана «Low Country Blues». В следующем году Мак сотрудничал с Хью Лори, записав «After You've Gone», для его альбома «Let Them Talk».
В 2012 году, вместе с Дэном Ауэрбахом, записал альбом «Locked Down», который получил премию Грэмми в номинации Лучший Блюзовый Альбом в 2013 году.

Автор неизвестен.