Страница 1 из 1

Albert Collins

Добавлено: 13 мар 2016, 10:56
gruz62
Изображение
Альберт Коллинз (Albert Collins), 01.10.1932, Леона, Техас - 24.11.1993, Лас-Вегас, Невада. Американский блюзовый гитарист и вокалист.
Получивший среди коллег и поклонников прозвище «Мастер Телекастер» за преданность этому типу гитар Коллинз настраивал инструмент в F-минор, ставил каподастр на 10-й лад, извлекал звук пальцами, не пользуясь медиатором.
Коллинз прославился прежде всего моментально узнаваемым звуком гитары — чрезвычайно резким, громким, насыщенным, напряженным, а также склонностью давать композициям названия, связанные с холодом и с морозом, хотя характерный саунд («cool sound») гитариста можно назвать скорее обжигающим, жалящим, горячим в противоположность тому, как он называл свои пьесы.
Во время выступлений и в студии и на сцене ЭК ставил громкость усилителя на максимум. Владелец фирмы «Alligator» Брюс Инглэер вспоминал:
«Мы не могли его заставить сделать тише и ставили его „комбик" в другую комнату. Если бы он остался в этом же помещении, ничего, кроме гитары, на записанных треках слышно не было бы».

Элберт Коллинз родился 1 октября 1932 года в городе Леона, штат Техас. Когда ему исполнилось 9 лет, семья переехала в Хьюстон.
Впервые ЭК познакомился с блюзом по песням Лайгхтина Хопкинса, кстати, дальнего родственника по материнской линии. О занятиях музыкой серьезно заставили задуматься юного Элберта ориентированные на фанк электроорганисты, такие, как Джимми МакГрифф и Джимми Смит.
Именно электроорган стал первым инструментом Коллинза. Позже он попал под обаяние модных тогда электрогитаристов Ти Бон Волкера, Кларенса Брауна и Фредди Кинга, а также оклахомского блюзмена, чрезвычайно популярного в конце 40-х — начале 50-х годов, Лаувелла Фалсона и Эдди Джонса по кличке «Гитар Слим».

Как утверждает легенда, переключиться на гитару Коллинза заставил вор, укравший его элекроорган. В 1958 году он записал свой первый сингл «The Freeze», ставший хитом местного масштаба.

В 1959 году музыкант начал записываться под руководством продюсера Билла Холла. Наивысшей точкой этого партнерства стал выпуск сверхэнегричного инструментального шаффла «Frosty» в 1962 году. Примечательно, что до конца 60-х годов Элберт Коллинз не пел, не чувствуя в себе уверенности в таком качестве.

Следующая стадия карьеры Элберта Коллинза связана с его переездом в Калифорнию в 1968 году. Этот эпизод связан с вмешательством группы Canned Heat, музыканты которой в указанном году уговорили Коллинза переехать из Техаса в Лос-Анджелес.
Он стал чрезвычайно популярным концертным артистом в среде поклонников тогдашнего рока. Из уст в уста в Калифорнии передавались рассказы о необычных шоу черного блюзмена, заскакивавшего во время гитарных соло на рояль, устраивавшего «прогулки» в аудиторию, не переставая играть на гитаре. Гитара и усилитель Коллинза соединялись почти 50-метровым проводом.

Canned Heat также способствовали заключению Коллинзом контракта на выпуск дисков с фирмой Imperial Records. Три альбома вышли в 1969 и 1970 годах.
Если концерты Коллинза пользовались популярностью, пластинки в коммерческом смысле провалились. Та же история повторилась со следующим альбомом блюзмена в 72-м году.
Провал стал причиной того, что Коллинз решает оставить музыку. В эти годы он перепробовал несколько профессий, возвращаясь к блюзу лишь в конце недели, по случаю. К этому периоду относится его сотрудничество с тогда начинающим музыкантом Робертом Крэем, группа которого время от времени аккомпанировала Коллинзу.

Ренессанс выдающегося гитариста последовал после того, как он подписал контракт на выпуск альбомов с фирмой Alligator Records. Под этой маркой, начиная с 1978 года, вышли его лучшие пластинки, считающиеся классикой, а два концертных многие по праву называют выдающимися.
Уже дебютный альбом на «Аллигаторе» под названием «Ice Pickin?» принес ему широкую известность среди представителей нового поколения поклонников блюза и премию «Грэмми».
То же самое произошло с последовавшими «Frostbite» (1980), «Frozen Alive» (1981) и последним альбомом с этой компанией «Cold Snap» (1986). В течение этого срока Коллинз получил несколько премий Уильяма Хэнди.

В 1985 году Коллинз объединил усилия с Робертом Крэем и своим старым другом Джонни Копландом для записи «Showdown!» — первого гитарного супер-альбома новой эпохи истории блюза. Релиз получил «Грэмми» как лучший альбом традиционного блюза.

Во второй половине 80-х Коллинз был весьма востребован в проектах своих коллег, в том числе и в других жанрах. Его гитара звучит на альбомах той поры Дэвида Боуи, Джо Волша и Гэри Мура; как солист, он выступил при записи «Блюзового концерта», написанного специально для него авангардным композитором и саксофонистом Джоном Зорном «Spillane» (1988); Коллинза даже пригласили на небольшую роль в кинокомедии и использовали его гитару в саунд-треке.

В 1991 году Коллинз подписывает контракт на выпуск пластинок с фирмой Poitblank/Charisma, который ему не суждено было выполнить до конца.
В мае 1993 года, за несколько месяцев до кончины, вышла компиляция, которую приходится считать итоговой — «Collins Mix». На этой пластинке присутствуют Би Би Кинг, Брэнфорд Морсалес, Гэри Мур, Ким Вилсон и др. Они помогли Коллинзу по-новому интерпретировать его самые известные вещи.
В этот же, заключительный период жизни, Коллинз заявляется в качестве сайд-мэна на альбомах упомянутых музыкантов, а также участвует в записи пластинок Джона Ли Хукера и Джона Мэйолла.
В 1991 году он присоединяется к Роберту Крэю, Бадда Гаю и Джимми Воэну на сцене лондонского «Роял Алберт Холла» во время знаменитых концертных вечеров Эрика Клэптона. Таким образом, в разгар блюзового бума 90-х годов Клэптон, являющийся белым блюзменом «номер один», представил Элберта Коллинза в качестве одного из ведущих исполнителей блюза мира.

Коллинз умер 24 ноября 1993 года в своем доме в Лас-Вегасе от скоротечного рака. Болезнь диагностировали в июле того же года в Швейцарии во время его европейского тура. Коллинзу был всего 61 год, и, как утверждают хорошо знавшие его, в частности, жена Гвендолин, написавшая несколько известных песен мужа, фактически до самой смерти ЭЛ не расставался с любимым Telecaster.

BluesNews.ru