Thelonious Monk

Биографии - T
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 7642
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 10 21:50

Thelonious Monk

Сообщение gruz62

#1

Изображение
Телониоус Монк (Thelonious Monk), 11.10.1917, Рокки-Маунт, Северная Каролина — 17.02.1982, Инглвуд, Нью-Джерси. Пианист, композитор, один из пионеров бибопа, выдающийся новатор в области гармонии, формы и фразировки.
Рос в Нью-Йорке, с 11 лет играл на фортепиано, аккомпанировал церковному хору, руководителем которого была его мать, позже работал тапером на гарлемских вечеринках.

В 1934 году организовал первое трио, выступал в клубах, в 1935–36 возглавлял квартет и гастролировал на Восточном побережье. В 1939 году вошел в квартет Кенни Кларка и в начале 40-х годов играл в его составе в клубах Kelly’s Stable и Minton’s Playhouse. Несколько месяцев провел в оркестре Лаки Миллиндера (1942), в 1943–45 часто играл в секстете Коулмена Хокинса, сотрудничал с Диззи Гиллеспи, Кути Уильямсом.

Первый известный ансамбль, в который вошли Милт Джексон, Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Сахиб Шихаб, собрал в 1947 году для выступлений в клубах Royal Roost и Minton’s Playhouse.
В 1951 году был арестован за хранение наркотиков и в течение шести лет не имел права появляться в клубах, где продавалось спиртное.

В 1954 году играл на фестивале в Париже. Наибольшей известности достиг, выступая в 1957 году в кафе Five Spot (с ним играли Джон Колтрейн, Филли Джо Джонс, контрабасист Уилбур Уэсс). В последующие годы с Монком играли Джонни Гриффин, Рой Хайнз, Харольд Лэнд, дольше всего его партнером был саксофонист Чарли Роуз (1959–70).

В 60-е годы квартет гастролировал в Европе и Японии, добился мирового признания, чему в немалой степени способствовали ставшие к этому времени известными композиции Монка — Round About Midnight, Straight No Chaser, Blue Monk, Misterioso, Monk’s Dream, I Mean You, Rhythm-a-ning и другие.

После 1970 года Монк пригласил саксофониста Пола Джеффри, барабанщиком стал его сын (Телониус Монк-младший), но в дальнейшем с квартетом он выступал все реже и реже, предпочитая участие в группе Giants Of Jazz.

Джаз. XX век

Thelonious MonkТелониоус Монк был настолько противоречивой фигурой, что до сих пор не может быть однозначно, или, точнее сказать, равнозначно трактован критиками и музыкантами.
Если совершенно ясно, что вклад Dizzy Gillespie и Charlie Parker огромен и они сразу получили признание как мастера и виртуозы, то с Thelonious Monk ситуация сложнее.
Многие пианисты воздают ему должное, как композитору, написавшему, в частности, одну из наиболее популярных джазовых баллад Round Midnight, но не могут увидеть в нем талантливого пианиста (в этом числе автор этих строк), многие критики же называют его довольно экстравагантный стиль игры самоценным.
Miles Davis довольно рано для себя решил, что он не может сосуществовать с Thelonious Monk в одном коллективе (молодой Дэвис довольно активно играл вместе с прародителями бибопа, правда, ему было тогда 19-20 лет), того же мнения придерживались и многие другие музыканты, в результате вплоть до середины 50-х годов Thelonious Monk оказался в изоляции, продолжая тем не менее развивать свою концепцию игры.

Из автобиографии Miles Davis:
''В машине Монк мне сказал, что я безобразно играл ''Round Midnight'', в тот самый вечер, когда была эта овация! Я мог бы сказать, что мне не нравилось, как он поддерживал меня на фортепиано во время моего соло, но добавил только, что людям-то понравилось, иначе бы они не стояли и не аплодировали. Он попросил водителя остановиться и вышел у переправы, а мы поехали в Нью-Йорк. Когда я вновь его увидел, он вел себя так, будто ничего не произошло. Очень странный, тяжелый человек...''
И действительно, Thelonious Monk имел склонность к шизофрении, как и Bud Powell, с котором он довольно близко общался и с которым вместе в свое время он был арестован за хранение наркотиков. Из-за этого ему было запрещено выступать в нью-йоркских клубах в течении пяти лет, и это не был единственный его инцидент с полицией.

В середине 40-х годов он руководил некоторыми группами под собственным именем, также работал с Coleman Hawkins и оркестром Dizzy Gillespie. Однако это была эпизодическая работа, и только с середины 50-х его наконец признали за тот вклад, который он сделал в новый джаз, и он стал более-менее регулярно записываться под своим именем.
Thelonious Monk не был виртуозом (впрочем, им так никогда не стал и Miles Davis), и фортепиано не владел в той мере, в которой это обычно ожидается от профессионального музыканта (по-видимому, Thelonious Monk последний из профессиональных джазовых музыкантов, не получивших серьезного формального образования). В среде боперов контраст с Паркером и Гиллеспи выявлялся в самом невыгодном свете — техника этих виртуозов и в свете нынешних стандартов джазового образования является исключительной.
С другой стороны, его музыкальное дарование огромно, оно позволяло сочинять действительно очень узнаваемые, оригинальные и самобытные темы. Некоторая наивная угловатость его манеры игры, необычный подход к клавиатуре нелегко понять и принять при первом прослушивании, и все же она таит в себе некоторое очарование и щедро воздает внимательному слушателю.

Большинство записанных им композиций принадлежит ему самому, но существуют и интересные грамзаписи с его трактовкой стандартов, таких как ''Tea for Two'', ''Liza'', и ''Memories of You'' — демонстрирующих его необычный подход к игре на фортепиано.

В карьере Монка были и головокружительные взлеты — так, в 1964 году его портрет украшал обложку журнала "Тайм" (честь, которой удостоились в 20 веке всего четыре мастера джаза). Хотя Монкбыл одним из главных архитекторов современного джаза, для достижения этих высот потребовалось немало времени.
Он не выступал в роли лидера до тридцатилетнего возраста, а признание пришло к нему ещё на десяток лет позже. В 1993 году Национальная Академия присудила посмертно награду "За достижения в течение всей творческой жизни" Телониоусу Монку.
Формулировка была такова: "За выдающиеся джазовые композиции, неортодоксальную фортепианную технику, и в частности, такие шедевры, как "Round Midnight" и "Stright Chaser".
Его гениальные студийные записи и концертные выступления характеризуют его как одного из величайших артистов Америки.
Подробно о творчестве музыканта читайте статью "Загадочный молчальник".

st52.narod.ru

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Джаз - T»