Сообщение
gruz62
#2
Андрей Евдокимов (Blues.ru) Может ли великий комбинатор переквалифицироваться в управдомы? Отис Тейлор доказал, что антиквар с 20-летним стажем может стать экстраординарным блюзменом. Три года назад, выступая в России в программе эфесовского блюз-фестиваля, от других участников он держался особняком: они считали его мрачноватым и суровым. Справедливо! По музыке Тейлор и правда стоит в стороне от сегодняшнего блюзового движения, зато интеллектуальная критика, обычно игнорирующая блюз, любит его именно за мрачность и серьезность ( "Нью-Йорк Таймс" включила его предыдущий альбом в число десяти лучших года). Тейлор частенько отходит от блюзовой формы, но он умеет творить одноаккордовую блюзовую магию. Губная гармоника, банджо, мандолина и гитары - подвижный ритм он выстраивает, обходясь без ударных. Смех зловещий, голос низкий и густой, рык – мощный. Ценителей примитивных аккордов удивит скрипичный квартет в нескольких треках. Темы, как и раньше, острые: коренные американцы, афро-американцы, "Мама торгует героином", чернокожий чемпион мира по велогонкам, человек набожный, отказывается участвовать в соревнованиях по воскресеньям – злобные промоутеры назначают гонки именно на праздники.
Три года назад, приехав в Россию в программе эфесовского блюз-фестиваля, Отис Тейлор держался в стороне от других участников: они считали его мрачноватым и суровым. Справедливо! По музыке Тейлор стоит особняком, зато интеллектуальная критика, игнорирующая блюз, любит его именно за мрачность и серьезность ("Нью-Йорк Таймс" включила его предыдущий альбом в лучшую десятку года). Тейлор творит одноаккордовую блюзовую магию. Губная гармоника, банджо, мандолина и гитары - подвижный ритм он выстраивает, обходясь без ударных. Смех зловещий, голос низкий и густой, рык – мощный. Среди африканских аккордов и вудуистских выкриков в нескольких треках удивляет звук скрипичного квартета. Темы, как всегда, преобладают четко конкретные и остро социальные. А для лирики есть и сольное бормотание заклинания "Поспеши домой" - у Тейлора много разных историй. На бас-гитаре играет 17-летняя дочь Телора, рыжеволосая и белолицая, - ее портрет украшает обложку. Объективно есть один серьезный недостаток - альбом нельзя слушать в пол-уха, требуется полное внимание.
Дмитрий Казанцев (Blues.ru) Это уже пятый сольник Отиса и его второй диск на фирме Telarc. Тэйлор продолжает создавать свой необычный вариант блюза, смешивая его с фолком, психоделией и одноаккордным шаманством. Тэйлор играет на гитарах, банджо, мандолинах и гармошке. Его дочь Кэсси играет на басу и подпевает. Есть тут еще три виолончелиста в нескольких песнях и Рон Майлз на трубе.
На ранних альбомах Отис использовал в основном минорные аккорды, они создавали атмосферу мрачной блюзовой красоты. Здесь же доминирует мажор, а яркие риффы и мелодии стали появляться гораздо реже. Тэйлор по-прежнему остается самым необычным и интересным блюзменом нашего времени.
Кирилл Мошков (moshkow.net) В блюзе последних десятилетий не так много оригинальных артистов, которые создавали бы что-то свое, а не воссоздавали шаблоны прежних лет (какими бы величественными эти шаблоны ни были). И даже среди этих немногих голубоглазый мулат из Денвера Отис Тейлор стоит особняком.
Он родился на бандитской окраине Чикаго в 1948 г., но вскоре его родного дядю застрелили на улице, и семья в поисках более безопасной жизни переехала в Денвер. Правда, и там не было так уж здорово - мать Отиса, например, отсидела год за торговлю героином на улице (об этом он рассказывает на этом альбоме в автобиографичной "Mama's Selling Heroin"). Зато там был Денверский фольклорный центр, где мальчик научился играть на гитаре, банджо и гармоникой (в более поздние годы - еще и мандолиной). Его первой и непреходящей любовью стал кантри-блюз, музыка сырая, грубоватая, глубоко укорененная в жизни социальных низов американского Юга. Отис Тейлор и посейчас работает в традициях кантри-блюза, но, во-первых, не замыкается в рамках традиционного инструментария - добавляет, например, электрогитару или виолончели, если ему это кажется нужным - а во-вторых, подает свои музыкальные рассуждения в неслыханно радикальном и бескомпромиссном ключе. Трудно найти в нынешнем американском блюзе более социально ангажированного артиста! В его простых и доходчивых текстах нет никаких намеков, недомолвок или эвфемизмов - только беспощадная суровость бичевания социальной несправедливости, поданная с обезоруживающей честностью.
И то сказать, Тейлору нечего стыдиться или скрывать. Он пытался пробиться в шоу-бизнесе до середины 70-х, даже съездил в Англию в поисках контракта, правда - безуспешно. Потом честно бросил музыку и удачно торговал антиквариатом до середины 90-х, когда его откопали знатоки из фирмы Passarelli и буквально заставили сначала выступить на паре благотворительных концертов, а потом и снова начать записываться. Тейлор честно запел о том, что его волнует - достаточно взглянуть на заглавия его прежних альбомов: "When Negroes Walked The Earth" (перефразированное хрестоматийное "когда по земле бродили динозавры...") или "White African" (это его самоопределение, между прочим).
Вот и на новом альбоме он ничего не скрывает: оплакивает нищих стариков, вынужденных выбирать между едой и лекарствами, повествует об аресте собственной матери, излагает историю черного раба легендарного землепроходца Кларка, какового раба изобретательный хозяин заставлял плясать для приютивших экспедицию индейцев в качестве платы за зимовку, ну и т.п. И все это - в совершенно необычных аранжировках: монотонно бренчащая, как у Джона Ли Хукера или самого Чарли Паттона, гитара или банджо, скромный бас, легкий намек на эротику - далекий женский голос (кстати, это дочь Отиса, Касси Тэйлор) и нежные, но печальные виолончели - и поверх всего этого (а иногда и соло, вообще без аккомпанемента) монотонный, хриплый и мрачный голос Тейлора. Необычно - но, говоря по совести, чем еще проймешь закостеневшее в традициях блюзовое искусство?