Сообщение
gruz62
#2
Дмитрий ЖУКОВ. Нью-Йорк (jazzquad.ru) Теперь о музыке.
1. "Harlem Blues" — тема госпела, аранжированная Ньюборном, пронизанная тем зарядом, который называется "groove". Уже со второй минуты складывается впечатление того, что играет не один, а два или даже три пианиста. По словам современников, Ньюборн из всех джазовых пианистов обладал самой лучшей левой рукой. Левая у других часто остается "за спиной", в то время как он владел ею с той же легкостью, что и правой, и это придавало удивительную полифоничностъ его исполнению. Гарлем Блюз звучит настолько заводно и виртуозно, что хочется хлопать в ладоши.
2. "Sweet and Lovely" — блюз. Элвин прекрасно аккомпанирует, Браун надежен как всегда (кстати, знаменитый барабанщик Колтрейна, Ньюборн и Рэй Браун никогда не записывались и не играли вместе до этой встречи в Беркли).
3. "little Girl Blue" — то что Майлс Дэвис вполне мог сыграть на своих знаменитых записях для Престижа в пятидесятые годы. Эта композиция показывает Ньборна-поэта, Ньюборна-романтика, который может сыграть все. Браун сияет на этой композиции, давая привкус того что он сыграет на "Ray's Idea".
4. "Ray's Idea" — в первой части композиции Браун находится в тени, давая возможность Ньюборну растянуться на несколько минут соло, Джонс напоминает свои первые записи для "Атлантик", которые он делал с Колтрейном. Второй половиной композиции владеет ее автор, и как!
5. "Stella by Starlight" — начинается как фортепианный этюд плавно переходя в блюзовую форму и в конце возвращаясь в почти что классический формат.
6. "Tenderly" ну вот мы и приехали, Рай Браун! Структура этой композиции необычна тем, что она начинается с соло Брауна, затем следует непродолжительная тема, которую трио играет вместе, потом следует уже соло Ныоборна и кода. Кениг пишет во вкладыше, что Браун выучил эту композицию играя в трио Оскара Питерсона. Кстати, сам Питерсон считал что Ньюборн был лучшим пианистом в мире из тех что начинал играть после него самого). Я где-то читал, что Оскар менял свой стиль, добавлял к нему, терял старое и подбирал новые композиции, после того, как слушал Ньюборна. Правда это или нет, "Tenderly" звучит как абсолютно совершенное джазовое трио.
7. "Cookin' at the Continental" — мелодия Хораса Силвера, которая вовсе не звучит как Хорас Силвер, один из самых легко-распознаваемых на слух композиторов соул-джаза. Ньюборн смешивает страйд, рэг, госпел и южный блюз в этом tour-de-force. Возможно что Силвер и Ньюборн были дружны, потому что на своем альбоме 1974 года "Solo Piano" Ньюборн играет собственную композицию "One for Horace". На диске нет тех сверхбыстрых композиций конца пятидесятых годов, которыми Ньюборн дал знать о своем существовании, зато слышна любовь к каждой клавише, и виртуозное умение создавать звуки, которые вместе становятся красивой и запоминающейся музыкой.
Тем, кто хочет знать побольше о жизни Ныоборна, остается выуживать заметки о нем из биографий других музыкантов. Самое большее, что было о нем написано, это нежная, вызывающая слезы на глазах глава в книге Филипа Буса "Rythm Oil" и несколько коротких абзацев в энциклопедиях. Он умер в 1989 году в Мемфисе, посещаемый собственными демонами и забытый публикой.
Многие музыканты же, особенно пианисты, считали и считают Ныоборна одной из вершин джазового фортепиано. Он почти не играл в семидесятые годы, изредка выступая в США и за границей. Одним из последних ярких моментов его музыкальной жизни была битва пианистов на фестивале в Монтре, когда Хэнкок и Кориа капитулировали уже через несколько минут и остаток времени лишь постукивали на сцене по крышкам своих роялей. Запись этого концерта существует, но не выпущена, и вряд ли когда-либо появится на полках. Последняя известная запись Ныоборна — "Tivoli Encounter’, была сделана в 1979 году с концерта в Дании,
с ритм-секцией, явно уступающей тем музыкантам, с которыми он играл в пятидесятые-шестидесятые годы. Но запись все равно интересна, потому что больше пластинок Ньюборн не записывал (хотя, возможно, в архивах, как это уже часто случалось, лежат катушки, которых мы еще не слышали).
Около десяти лет назад был выпущен диск "Four Pianos for Phineas" (Малгрю Миллер, Джеймс Вильямс, Джефф Кизер, Харольд Мэйберн). В прошлом году после концерта Бобби Хатчерсона, в котором участвовал Миллер, я спросил его о Ньюборне, и он сказал что Калвин Ньюборн, брат Финеаса, написал мемуары о себе и о брате, и что Миллер читал этот манускрипт. Хочется надеяться, что он будет напечатан.
Если вас заинтересовала личность Ныоборна и хочется услышать эту и другие его записи, то многие его пластинки переведены в цифровой формат и находятся в продаже.