Billie Holiday

Биографии - B
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 7642
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 01 22:12

Billie Holiday

Сообщение gruz62

#1

Изображение
Билли Холидэй (Billie Holiday) 07.04.1915, Балтимор, шт. Мэриленд —17.07.1959, Нью-Йорк. Первая величайшая джазовая вокалистка. Любую популярную песню могла превратить в джазовый шедевр благодаря свободной ритмической интерпретации, инструментальному тембру и яркой эмоциональности.
Сипловатый голос Холидэй, как свидетельствуют критики, передавал ощущение ранимости и незащищенности (хотя в жизни вокалистка была гордой и независимой), связанных с расовым неравноправием в американском обществе. До выхода книги Стюарта Николсона в 1995 было мало что известно о ее детских годах. Но он опирался и на автобиографическую книгу «Леди поет блюз», увидевшую свет в 1959.
Ее юная мать Сэди Харрис и предполагаемый отец гитарист Кларенс Холидей никогда не жили вместе. Детство девочка, которая стала петь чуть ли не с пеленок, провела в Балтиморе (Мериленд), где узнала не только, что такое нищета и черное гетто, но и получила первое в жизни потрясение — она была изнасилована в 11 лет.
В 1929 Сэди Харрис вместе с 14-летней дочерью решила попытать счастья в Нью-Йорке. Чтобы заработать на хлеб Элеонора вместе с матерью занялись проституцией, за что были арестованы полицией в 1929.
Несмотря на отсутствие не только музыкального, но и начального общего образования, Холидей стала выступать в клубах и так называемых спик-изи (ресторанах, где нелегально продавались спиртные напитки).
Ее заметил известный джазовый продюсер Джон Хэммонд и помог осуществить первые записи начинающей певицы.

В конце 1933 она записала с небольшим студийным оркестром Бенни Гудмена две песни Your Mothers Son-in-Law и Riffin The Scotch. И хотя роль певицы сводилась главным образом к тому, чтобы подчеркнуть мастерство Бенни Гудмена, тромбониста Джека Тигардена и других солистов, ее яркая индивидуальность не могла оставаться в тени.
В 1935 вышел фильм «Симфония в черном», в котором юная дебютантка снялась с большим успехом вместе с «Дюком» Эллингтоном. В самом конце 1934 она выступила вместе с пианистом Бобби Хендерсоном на подмостках театра «Аполло», самом известном развлекательном клубе в Харлеме. Правда, вначале отзывы о ней не были благожелательными.
Ее расслабленная, так называемая «ленивая» манера пения дисгармонировала с общим направлением театра. Но вскоре, выступая уже с оркестром Ральфа Купера, Холидей добилась популярности и с этого же времени стала называться Билли.

В 1935 Холидей вернулась на студию, чтобы участвовать в сейшн, морганизованном Хэммондом, с небольшим оркестром Тедди Вилсона. И хотя много лет спустя Вилсон признавался, что ему не очень нравился стиль певицы, именно ему Холидей обязана тем, что с наибольшей полнотой раскрылись грани ее таланта.
Атмосфера, царившая во время джем-сейшн, просто восхитила певицу. В компании таких музыкантов, как Вилсон, Гудмен, Рой Элдридж и Бен Вебстер, Билли Холидей почувствовала себя восходящей звездой.
Четыре популярные, но довольно заурядные песни были исполнены с такой эмоциональной силой, что ни у кого не осталось сомнений, да, это действительно звезда.

В 1937-38 Холидей пела в знаменитом оркестре COUNT BASIE, где у нее был роман с гитаристом Фредди Грином, но уже в феврале 1938 ушла из оркестра или ее «ушли», что более вероятно.
Затем недолгое время выступала в оркестре Арти Шоу, однако из-за расизма, проявленного в Южных штатах во время гастрольного турне, покинула и его оркестр.
С этого время начинается исключительно сольная карьера певицы, больше она в составе каких-либо оркестров не выступала. Билли Холидей в этот период много и удачно записывается, но лучшие записи по ее собственному признанию были сделаны в содружестве с Тедди Вилсоном, трубачом Баком Клейтоном и саксофонистом Лестером Янгом, с которым у нее долгое время сохранялись очень теплые отношения.
С Янгом Билли Холидей удавались, пожалуй, самые виртуозные интерпретации. Несомненно, что эти и некоторые другие ее записи в период между 1935 и 1942 считаются лучшими за всю историю джаза.

В начале 1939 Холидей делает гигантский шаг вперед в своей карьере опять же с помощью Хэммонда — певица, выступая в Cafe Society, где собирается богема, мгновенно завоевывает аудиторию. Поворотным моментом в ее карьере стали записи компании Milt Gabler Commodore, особенно полная драматизма песня Strange Fruit.
Но в 40-е годы у нее возникают серьезные проблемы — наркотики, ничуть в этом отношении не изменил ее положения и заключенный в 1941 брак с Джимми Монро.
Билли Холидей все больше попадала в зависимость от опиума и героина. Это еще не слишком сказывалось на ее пении.
Она по-прежнему хорошо зарабатывала (1000 долларов в неделю и половину этой суммы тратила на наркотики).
тем не менее по результатам опроса журнала «эсквайр» в 1943 Холидей была названа лучшей певицей, Милдред Бейли была второй, а Элла Фицджеральд — третьей.
Профессионалы отмечали ее феноменальную музыкальность. Но долго это не могло продолжаться.

В 1947 она как ни странно по ходатайству своего менеджера Джо Глейзера была привлечена к ответственности и получила срок, который отбывала в Западной Вирджинии. В 1949 Холидей снова подверглась аресту, хотя и не была осуждена.

В 50-годы положение усугубилось. Певица была поставлена на учет как наркоманка и находилась под бдительным наблюдением нью-йоркского департамента полиции.
Она не имела права появляться ни в одном общественном месте, где продавались спиртные напитки, включая, конечно, ночные клубы.
В 1956 новое обвинение и арест. Здоровье ее оказалось подорванным, если не разрушенным полностью.
В мае 1958 Билли Холидей помещают в больницу из-за болезней сердца и печени. Здесь ей вновь удается достать наркотики, ее уличают и уже не оставляют до конца без присмотра полиции.
17 июля 1959 в возрасте 44 лет великая джазовая певица умирает.

После ее смерти начали выходить книги, появились публикации в журналах, были изданы дискографии, целые главы посвящались ей в исследованиях по истории джаза, стали сниматься фильмы, на телевидении создавались передачи о жизни и творчестве Билли Холидей.

Несмотря на ограниченные вокальные возможности, певица обладала незаурядным импровизаторским даром, мастерством членения джазовой фразы, удивительным проникновением в незатейливые тексты ее песен.
Все это делало ее подлинным мастером, оригинальной актрисой, высокопрофессиональной вокалисткой.

Текст статьи прислал surgutian
Источник: Jazz & Blues Encyclipedia.
Составитель Александр Продан. Кишинев, Молдова

Билли Холидэй (Billie Holiday)Имя «Билли» позаимствовано у популярной актрисы Билли Доув, считавшейся олицетворением женственности и успеха. Для сцены переделала фамилию отца (Hallyday). От Лестера Янга получила прозвище ‘Lady Day’. Росла в бедном негритянском квартале, ребенком стала жертвой насилия и была помещена в приют. Музыкального образования не получила. Способности унаследовала от отца, некоторое время игравшего на гитаре в оркестре Флетчера Хендерсона. Вынуждена была в раннем возрасте зарабатывать деньги.
В 14 лет приехала в Нью-Йорк, начала петь в ночных клубах, но вместе с матерью была арестована за проституцию. Ее случайно услышал в клубе на 133-й улице продюсер Джон Хэммонд и в 1933 году организовал запись на пластинку с Бенни Гудменом ( Your Mother’s Son-In-Law, Riffin’, The Scotch).
В 1935–36 году Холидэй записывала пластинки с Тэдди Уилсоном, Баком Клэйтоном, Джонни Ходжесом, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, снималась с оркестром Дюка Эллингтона в кинофильме «Черная симфония».
В 1937 году пела в биг-бэндах Каунта Бэйси и Арти Шоу, в оркестре которого по вине амбициозного и осторожного руководителя постоянно ощущала себя человеком второго сорта.
К 1939 году стала звездой, пела в ночных клубах Гарлема, в январе 1944 года дала сольный концерт в Метрополитен-опера. Ее хиты — Fine And Mellow, Strange Fruit, Lover Man, Porgy, Good Morning Headache, Now Or Never.

Неудовлетворенность личной жизнью, неразборчивость в выборе друзей часто приводили к нервным срывам, Холидэй искала спасения в алкоголе и наркотиках, которые иногда усиливали накал эмоциональности, но делали ее поведение абсолютно непредсказуемым.
В 1947 году была арестована и год провела в реабилитационном центре Западной Вирджинии. Появившись в следующем году в Карнеги-холле, испытывала чувство, будто люди пришли не слушать ее, а увидеть исколотые руки (поэтому выступала всегда в длинных перчатках).
В дальнейшем делила время между сценой и больницами, несколько раз с огромным успехом гастролировала в Европе. Лучшие записи последних лет чаще всего становились рассказами о ее жизни — Don’t Explain, Ain’t Nobody’s Business, Fine And Mellow, You’ve Changed. 31 мая 1959 года ее в тяжелом состоянии доставили в клинику (сердечный приступ и цирроз печени), причем там же арестовали за хранение наркотиков.

Холидэй снималась в кинофильме «Новый Орлеан» (1946). В 1956 году вышла автобиография Lady Sings The Blues, по которой в 1975 году был поставлен одноименный фильм (роль Холидэй сыграла Дайана Росс).

Джаз. ХХ век

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Джаз - B»