Jackie McLean

Биографии - J
Ответить
Аватара пользователя
gruz62
Администратор
Сообщения: 8023
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 12:32
Откуда: Москва
мар 2016 04 14:35

Jackie McLean

Сообщение gruz62

#1

Изображение

Джеки Маклин (Jackie McLean), 17.05.1932, Нью-Йорк — 31.03.2006, Хартфорд. Альт-саксофонист, флейтист. Известен как универсальный исполнитель. Испытав сильное влияние Чарли Паркера и Кэннанбола Эддерли, выработал свой индивидуальный стиль, отразивший его интерес к современным школам джаза. Джекки Маклин родился в Нью-Йорке 17 мая 1931 г. (по другим сведениям — 1932 г.) в семье гитариста Джона Маклина (ум. 1939), игравшего в 30-е в оркестре джамп-блюзового бэндлидера Тини Брэдшоу.
Начав обучаться игре на сопрано-саксофоне еще в подростковом возрасте, к 20 годам Джекки прочно переключился на альт-саксофон, став в результате обладателем одной из самых узнаваемых манер игры на этом инструменте — с острым, пронзительным, слегка «высящим» звуком.

В 1948-49 гг. Маклин уже играл в гарлемском ансамбле с участием другой будущей звезды 50-х — тенориста Сонни Роллинза, а также брал нерегулярные, но крайне важные для формирования молодого музыканта уроки у пианиста Бада Пауэлла.

В 1949-53 гг. он сделал свои первые записи как участник ансамбля трубача Майлса Дэйвиса, который в этот период прощался с ранним бибопом и поднимался на новую стилистическую ступень — к хардбопу 50-х.
Середина и конец 1950-х были напряженным временем для Маклина — он был широко востребован как сайдмен и много записывался с пианистом Джорджем Валлингтоном, с барабанщиком Артом Блэйки и с контрабасистом Чарли Мингусом (говорили, что он нанялся работать в Jazz Messengers Арта Блэйки после того, как подрался со знаменитым своей агрессивностью и несдержанным нравом Мингусом).
Тогда же, в 1955-м, он сделал свои первые записи в качестве лидера (в том числе удачный альбом с собратом по Jazz Messengers Арта Блэйки — трубачом Дональдом Бёрдом, «Lights Out»).

На протяжении 60-х он много записывался, что, как ни странно, было в какой-то степени продиктовано его героиновой зависимостью: из-за этого пристрастия он потерял так называемую «кабареточную лицензию», разрешение на работу в развлекательных заведениях с танцами, из-за чего вынужден был приналечь на студийную работу просто для сохранения приемлемого уровня заработков.
В 1964 г. он провел полгода в тюрьме по обвинению в хранении и употреблении наркотиков, при этом работая в пенитенциарном заведении в качестве преподавателя музыки. Его записи 1960-х характерны тем, что в них Маклин в значительной степени отходит от хардбопа, во многом сближаясь с фри-джазом более молодого поколения музыкантов, или, по крайней мере, используя многие находки фри-джаза и ладовой импровизации в хард-боповом контексте.

В 1967 г. его контракт с лейблом Blue Note, заключенный еще в 1959 г., был расторгнут новыми владельцами фирмы грамзаписи, избавлявшимися от слишком «прогрессивных» артистов. Все имевшиеся на тот момент в наличии предложения по записи были столь мало оплачиваемыми, что Джекки в 1968 г. переехал в Хартфорд (недалеко от Нью-Йорка), где получил пост преподавателя музыки в Университете Хартфорда.
Два года спустя вместе со своей женой Долли он основал «Коллектив Артистов», своего рода комбинацию общинного центра и школы «изящных искусств» для молодежи в бывшем школьном здании одного из самых неблагополучных районов Хартфорда.

В Университете Хартфорда Джекки Маклин создал факультет афроамериканской музыки и входящую в его состав джазовую программу, выпускниками которой стали многие талантливые молодые джазмены — саксофонист Джимми Грин, тромбонист Стив Дэйвис, саксофонист Антуан Рони и др.
В течение последних двух десятилетий Маклин вновь, после долгого перерыва, записывался (в том числе для обновленного Blue Note) и концертировал, нисколько не утратив узнаваемости, ясности и напористости звука своего альт-саксофона.
Последним его студийным альбомом для Blue Note был «Nature Boy» (2000, с трио Седара Уолтона).

jerusalemshots.com
1
Джеки Маклин (Jackie McLean)Рос в семье музыкантов, его отец играл на гитаре в оркестре Тайни Брэдшоу, а соседом и другом семьи был Бад Пауэлл.
В конце 40-х годов МакЛин уже играл с Телониусом Монком, Чарли Паркером, Кенни Дорэмом, Сонни Роллинзом. Бад Пауэлл рекомендовал его Майлзу Дэвису, и МакЛин год провел в ансамбле знаменитого трубача (1951–52).

В 1955–56 работал с Чарльзом Мингусом, в 1956–58 в Jazz Messengers Арта Блэйки, а в 1959 собрал квинтет и стал известен, записав хиты — Jackie’s Bag, Little Melonae, Hip Street.
В 1959–61 выступал как актер и музыкант в спектакле The Connection. После 1967 года в основном играл на флейте, прекратил выступления в клубах и перешел в ислам, взяв себе имя Омар Ахмед Абдул Карим. «Вначале я был далек от религии, — сказал он, — громкая музыка сделала меня глухим и слепым».

В начале 70-х годов читал лекции в колледже в Хартфорде (шт. Коннектикут) и возглавил Афро-американский институт музыки. Только в 1975 году собрал новую группу.

Джаз. ХХ век

Теги:
Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Вернуться в «Джаз - J»